telosophy


ПСИФИЗИКА: технологии целевой детерминации


Previous Entry Share Next Entry
Неоплатонизм и Телософия.
psyont wrote in telosophy
Выскажу свои соображения  по поводу неоплатонизма, его связи с мистическими учениями и телософией.

Думаю, однозначных аргументов против обвинений Платона в дуализме найти невозможно. На монизм философии Платона для русского мыслителя работает, прежде всего, сама харизма А.Лосева, а не его аргументы. Чтобы прийти к монистическому мировоззрению, обычно, одно из мировых начал, Материю или Дух, делают изначально ущербными, с последующим решением, которое заключается в сведении одного начала к другому. Такое решение обычно плохо согласуется со здравым смыслом, что, в конце концов, хоронит очередную окончательную философию. Чтобы свести духовное и материальное начала мира человеческого существования, требуется построение некоего начала, которое стоит за тем и другим, НЕ ЯВЛЯЯСЬ НИ ТЕМ, НИ ДРУГИМ. Построением такой монистической системы и занялся неоплатонизм, для чего построил систему предполагающую опору на сверхчувственное (мистическое) восприятие, на нетривиальные гностические конструкты, принимаемые на веру, а не опирающиеся на простой чувственный опыт и здравый смысл. Такой подход противоречил самой природе классической греческой ментальности и в эволюционной перспективе БЕЗУСЛОВНУЮ ПОБЕДУ одержала ясность аристотелевской версии философии. А неоплатонизм стал школой мысли для мистиков самых разнообразных вероучений.

   Различение и противопоставление Мира Форм (Идей) и Мира Материи есть у всякой вменяемой философии, и у неоплатоников, и в телософии. Но различение и противопоставление этих двух начал обязательно требует монистического решения, которое должно быть проведено именно ментальными средствами, а не требованием веры в нечто, лишенного непосредственного подтверждения. Мир Идей и Мир Материи,это разные миры, разные природы. Мир человеческого существования, Мир реальности является следствием взаимодействия этих двух порождающих миров – и в этом согласны большинство древних школ и мы с ними. В Новое время большинство философов либо сводило Мир Идей к Материи, либо (чаще) наоборот, Материю выводило из Мира Идей, чтобы избежать позорного для философов обвинения в дуализме, в постулировании независимого существования двух начал бытия. Вероятно, сама история философии показывает, что в рамках СОБСТВЕННО философии невозможно прийти к подлинно монистическому пониманию мира. Впрочем, это проблема философии и если мы готовы считать себя мистиками (философствующими мистиками), то мы может последовать за решением, найденным в начале нашей эры. Древние предложили простую и изящную схему – в начале нашего мира лежит два начала, духовное (Идеи) и материальное, а они, за пределами нашего мира сами имеют один порождающий источник, одну высшую причину.

   Собственно, именно философская природа новейших мыслителей и заставлять их упрощать философские конструкции, «убирать лишние сущности», и вся «лепота небес», раззолоченная иерархия высших сущностей, которыми грешат мистики и те же неоплатоники, пошла под нож. Свести духовное к материальному, или наоборот, чтобы прийти к монистическому мировоззрению философскими методами, убедительно не получается, а выйти за пределы этих двух начал, в поиске третьего, объединяющего, не позволяет принцип опоры на человеческий чувственный опыт, который непосредственно удостоверяет истинность теоретической философской конструкции. У мистиков есть сверхчувственный опыт, который подтверждает им наличие иных, высших начал над теми, что даны человеку в его обычном чувственном восприятии, но этот сверхчувственный опыт не может быть достоверным свидетельством для всей массы людей, ТАКОГО ОПЫТА БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ ЛИШЕНЫ СОВЕРШЕННО.

    Оторвавшись от естественного чувственного опыта, который дает жесткое единообразное основание для интерпретации любых построений и восприятий, мистики нуждаются в замене чувственного опыта на нечто, что является аналогом чувственного опыта, что принимается здравым смыслом, что применимо к мистическому опыту. Герметический принцип ПОДОБИЯ (АНАЛОГИИ), согласно которому, «на Небе как на Земле», дает простой, но работающий инструмент привязки сверхчувственного к здравому смыслу, ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБСУЖДЕНИЯ ОПЫТА ВОСПРИЯТИЯ ВЫСШИХ МИРОВ.

    Естественное требование жрецов монистических религий свести порождающее Мир Форм (Идей) и Мир Материи к единому высшему началу, неизменно корректировалось мистиками, которые порождающее начало могли отнести только к двум сущностям «Мужскому» и «Женскому». Так, преодолевая преследования и даже мучительные казни, мистики утверждали наличие у творящего миры начала женского качества, либо как атрибута самого высшего творящего начала, либо сущности - женской ипостаси творца. Каббалисты говорили о ШЕКИНЕ, гностики и суфии о СОФИИ. Не сумев побороть (до сего дня) сопротивления мистиков, теологи, богословы, раввины, аятоллы мирятся с таким представлением о творящем мир начале, имеющем в себе и мужские и женские качества и относят единоначалие, единую причину всего существующего к более высокому началу, которое нераздельно соединяет в себе мужское и женское, соединяет все определения, которые разделены в мирах порожденных этим единым началом. Наконец, за этим высшим, но еще имеющим синтетические определения высшим порождающим началом (ТВОРЦОМ), стоит НЕЧТО, что уже лишено всяких определений (И ПОТОМУ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК НИЧТО), что не порождает, не причиняет, а ЭМАНИРУЕТ (НАВОДИТ) высшее порождающее реальный мир начало (ТВОРЦА).

 Из сказанного видно, что неоплатонизм не является чистой философской системой, это вывело неоплатонизм за скобки собственно философской эволюции человеческого знания, но сделало его лучшим инструментом (по сей день) для школ мысли мистиков разных вероисповеданий.

Вот общая схема высшего начала, порождающей мир причины, которую разделяем и мы, как мистики, как те, кто сознательно наследует мир человеческой реальности, в его наработанных тысячелетиями духовных и материальных определениях. Соответственно, аналогии нашего мировоззрения и неоплатоников неизбежны.

   В чем различие наших подходов?

?

Log in